Приказ о присвоении статуса "казачье" образовательным учреждениям
ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ КАЗАЧЬЕЙ ДРУЖИНЕ в МБОУ УБСОШ им. Героя СССР С. Я. Орехова
Система работы, направленная на сохранение и укрепление
культурно-исторических традиций казачества
МБОУ УБСОШ им. Героя СССР С.Я. Орехова
Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функцию формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства; личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью. Одним из основных направлений военно-патриотического воспитания школьников является сохранение и укрепление культурно-исторических традиций казачества. С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с молодежью, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Усть -Быстрянская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза С.Я. Орехова имеет большой многолетний опыт по внедрению в образовательный процесс элементов регионального этнокультурного казачьего компонента, направленных на:
- возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций донского казачества;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, к православным традициям казачества, через изучение основ православной культуры;
- воспитание учащегося на духовных и нравственных основах казачества, обеспечивающих действенное служение Отечеству.
Развитие казачьей деятельности в школе является одним из приоритетных на протяжении многих лет. Весь коллектив и общественные организации активно работают над созданием в школе целостной системы казачьего образования, разноуровнего и дифференцированного в соответствии с разными категориями учащихся.
Внедрение регионального этнокультурного казачьего компонента осуществляется в рамках следующих направлений деятельности:
Учебный процесс
Реализация казачьего компонента в МБОУ УБСОШ им. Героя СССР С.Я. Орехова ведётся путём введения регионального содержания в базовое путём распределения по темам, разделам, где обобщённые идеи, понятия, закономерности обосновываются на основе местного материала (преподавании предметов «география», «литература», «музыка», «ИЗО», «ОБЖ», «биология»).
На уроках литературы изучаются произведения донских писателей и поэтов (А. В. Калинин, М.А. Шолохов, В. Закруткин, И.Н. Кудрявцев и др.), а также донские мотивы в произведения русских писателей и поэтов (А.С. Пушкина, А.П. Чехова, А. Блока, Л. Толстого, М. Лермонтова и др.). Изучение истории и специфики казачьего фольклора, разнообразие его жанров, донских пословиц и поговорок, казачьих песен, донских былин и легенд проводится на уроках литературы Дона в 5-6 классах и внеклассных. Кроме того, региональный компонент применяется на уроках русского языка при изучении тем: «Имя прилагательное», «Виды односоставных предложений» и др., на уроках развития речи (использование текстов, в которых отражены культура Донского края, обычаи донских казаков и их быт).
Изучается лингвистическая спецификация Дона, вхождение в культуру донского казачества и тесно связанные с ней историю и культуру родного края. Это даёт возможность помочь учащимся войти в социокультурное пространство Донского края на основе знакомства с историей заселения Донского края и основными вехами истории донского казачества через специфику языка.
Изучение регионального компонента по истории Донского края позволяет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соотнесения динамики региональных исторических процессов с общероссийскими;
- выбора моделей поведения в конкретных жизненных ситуациях на основе позитивных ценностей, с сознанием своей этнонациональной, региональной и государственно- политической идентичности;
- вступления в диалог культур, проявления толерантности к представителям различных этнических, конфессиональных, социальных групп населения края;
- самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой, письменными и историческими источниками и устными свидетельствами как формы самообразования;
- самостоятельной интерпретации информации;
- объяснения уклада жизни своего города, поселка, местности, участия в решении проблем местного сообщества;
- самоопределения, выбора профиля образования и профессиональной ориентации.
Знакомство детей с многообразным, чудесным, нравственно возвышенным миром Православия, с значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека призван курс «Основы православной культуры». Основной целью курса является воспитание духовно-нравственной личности учащегося через приобщение к духовному опыту, основанного на традициях Православия.
При изучении иностранного (английского) языка страноведческое содержание направлено на то, чтобы учащиеся узнали взаимосвязи культуры страны изучаемого языка и культуры Донского края. Для совершенствования знаний, умений и навыков, учащиеся знакомятся с историей и бытом казаков, их традициями и обычаями. В качестве наглядного материала используются картины, рисунки, карты Донского края.
Воспитательный процесс
С 1 – 11 классы проводятся классные часы: «Кто такие казаки?», «Семья казака», «День матери-казачки», «Памятники истории донского казачества», «Труд и быт казаков Дона», «История моей казачьей семьи», «Празднование Рождества Христова в казачьей семье», «Казаки в годы Великой Отечественной войны».
Традиционными стали ежегодные стали внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, выставки:
Спортивные соревнования «Казачьему роду - нет переводу»
Посиделки «Осенины на Дону», «Как у нас на Тихом Дону»
Смотр строя и песни
Выставка декоративно - прикладного творчества «Дары природы Дона»
Предметы казачьего быта, собранные в музее, помогают наглядно увидеть и прочувствовать жизнь и быт казаков.
Внеурочная деятельность
На всех ступенях обучения обучающиеся получают возможность знакомиться с историей, культурой, традициями донских казаков во время внеурочных занятий в таких объединениях как «Песни и сказки Тихого Дона», «Песни донских казаков», «Семьеведение».
Ежегодно обучающиеся нашей школы принимают участие в районных мероприятих:
«Казачка - любушка»
«Казачий сполох»